Сочинение 04.05
(1)У меня
есть теория, называется она «теория поцелуя и удара». (2)Бог целует и
напутствует гения словами: «Иди на землю, у тебя большая миссия, я поставил
перед тобой очень сложную задачу». (3)Но когда решение этой задачи по каким-то
причинам не получается, тогда Бог «ударяет» гения — страхами и болезнями.
(4)Возьмём
Бетховена. (5)Бог его целует, но по прошествии времени видит, что у Бетховена
ничего не получается так, как он, Бог, хотел. (6)Тогда Господь его оглушает:
будешь глухим композитором. (7)И после этого Бетховен начинает писать
величайшую музыку. (8)Точно так же Бог целует Моцарта. (9)Тебе вся гармония
принадлежит, твоя миссия — спасать людей, появится даже понятие «эффект
Моцарта» — такой красоты будет твоя музыка. (10)А Моцарт пишет музыку,
подражая всяким модным в его время дяденькам, даже Иоганну Христиану Баху,
одному из детей Иоганна Себастьяна Баха. (11)И тогда Бог не даёт Моцарту в
полной мере наслаждаться жизнью: у композитора слабое, подверженное всяческим
болезням тело, в любой момент он рискует умереть от самой ерундовой хвори —
отсюда его фобия смерти... (12)Невозможность дышать у Шопена, одиночество и
безденежье у Шуберта — та же история. (13)Получается, гению всегда нужны две
вещи: талант, гениальность и удар для мобилизации всех сил.
(14)Иногда у
меня спрашивают: а какой у Рахманинова был удар? (15)Потому что кажется, что
был один поцелуй — такая ясность во всех его звуках. (16) Но удар был, и ещё
какой удар! (17)Дичайшая мнительность, ведущая к депрессиям. (18)А мнительность
была вот с чем связана: он боялся умереть от рака и, как только у него кололо в
правом боку, бежал к врачам весь трясущийся. (19)Жизнь кончена, всё пропало!
(20)Врачи его исследовали и говорили: «Серёжа, ты абсолютно здоров».
(21)Рахманинов вылетал от врачей на крыльях и писал свою великую музыку, пока…
не кололо в левом боку. (22)Опять врачи, исследования и диагноз: «Сергей
Васильевич, вы здоровы». (23)И он снова убегал — в полёт. (24)Своей музыкой
сражался за право жить. (25)В этом — лечебный эффект великой музыки. (26)Самый
лучший антидепрессант. (27)Мы получаем от гения энергию преодоления трудностей,
понимаете? (28)Я уже не говорю о том, что музыка — проводник в другой мир,
другое измерение. (29)Туда, где нет постылой жизни, постылых, однообразных
вещей, надуманных проблем и неразрешимых конфликтов. (30)Где мы подлинные,
настоящие. (31)Потому что, когда мы слушаем музыку — Бетховена, Моцарта,
Рахманинова, — мы, наконец, слушаем самих себя.
Михаил
Семёнович Казиник
Комментарии
Отправить комментарий