Вариант Е
Задание 1
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1)Глобальный экологический кризис, обусловленный
вмешательством человека в природные процессы, представляет опасность для жизни
на Земле. (2)Чтобы справиться с ним, нам необходимо осознать, что глобальная
экологическая
угроза исходит не от безымянного человечества вообще, а от каждого конкретного
человека. (3)Мы нуждаемся в создании эффективного природоохранного
законодательства, которое выступит гарантом светлого и зелёного будущего нашей
планеты. (4)Ключевым элементом в борьбе с экологическим кризисом является также
поиск грамотных и действенных научно-технических решений, так как развитие
цивилизации неминуемо способствует загрязнению среды обитания. (5)У жителей
Земли нет альтернативы: либо они справятся с загрязнением, либо загрязнение
расправится с большей частью землян.
Укажите верные варианты ответов. Запишите номера
ответов.
1) Предложение 1 осложнено обособленным согласованным
определением.
2) В предложении 2 четыре грамматические основы.
3) Предложение 3 сложносочинённое.
4) Сказуемое в первой части сложного предложения 4
составное именное.
5) В предложении 5 три грамматические основы.
Задание 2
Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять
запятые.
Некоторые уже улеглись на влажную(1) устланную
осыпающейся хвоей(2) землю(3) жевали жёсткие солдатские сухари(4) копчёную
колбасу(5) а кое-кто(6) открыв перочинным ножом жестяную банку(7) ел свиную
тушёнку(8) намазывая её на тонко нарезанные(9) ломтики чёрствого хлеба.
Задание 3
Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «суконным одеялом»,
построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со
связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Задание 4
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное
объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРЕОДОЛЕТЬ — приставка ПРЕ- пишется в значении
ПЕРЕ-.
2) РАНО (встать) — в суффиксах наречий пишется -Н-.
3) (с) ЗАМИРАНИЕМ (сердца) — написание безударной
чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
4) (детский) ПЛАЧ — в форме мужского рода имени
существительного 1-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
5) (работать) НЕ БУДУ — с приставкой НЕ- глаголы
всегда пишутся раздельно.
Задание 5
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
Укажите номера ответов.
1) Сначала план по спасению Жучки не удалось
реализовать, поэтому пришлось совершать вторую попытку.
2) Мальчик испытывал сострадание к попавшему в беду
беспомощному животному.
3) Мальчику хотелось испытать свои силы.
4) Когда Тёма спас Жучку, он упал в обморок.
5) Тёма любил захватывающие и опасные приключения,
поэтому решил спасти Жучку.
Задание 6
Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством
выразительности речи является метафора.
1) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма
на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума,
выходит на террасу.
2) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса
зовёт: — Жучка, Жучка!
3) Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку,
затем поспешно карабкается наверх.
4) Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно
лопнул...
5) Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли
роем теснятся в его голове.
Задание 7
Лексический анализ.
Найдите в тексте антоним к слову
спускаться (предложение 13). Напишите этот антоним.
– (1)Няня, где Жучка? — спрашивает Тёма.
–
(2)Жучку в старый колодец бросил какой-то ирод, — отвечает няня. — (3)Весь
день, говорят, визжала, сердечная...
(4)Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли
роем теснятся в его голове. (5)У него мелькает масса планов, как спасти Жучку,
он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя
засыпает. (6)Он просыпается от какого-то толчка среди прерванного сна, в
котором он всё вытаскивал Жучку, но она срывалась и вновь падала на дно
колодца.
(7)Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма
на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума,
выходит на террасу. (8)На дворе светает.
(9)Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:
–
(10)Жучка, Жучка!
(11)Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно
визжит.
–
(12)Я сейчас тебя вызволю, — кричит он, точно собака понимает его.
(13)Фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на
которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец. (14)Но этот так
хорошо обдуманный план неожиданно лопнул: как только приспособление достигло
дна, собака сделала попытку схватиться за него, но, потеряв равновесие,
свалилась в грязь.
(15)Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучку
можно было ещё спасти и теперь он сам виноват в том, что она погибнет,
заставляет Тёму решиться на выполнение второй части сна — самому спуститься в
колодец.
(16)Он привязывает верёвку к одной из стоек, поддерживающих
перекладину, и лезет в колодец. (17)Он сознаёт только одно: времени терять
нельзя ни секунды.
(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не
задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это
успокаивает его, и он спускается дальше.
(20)Жучка, опять усевшаяся на прежнее место,
успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию.
(21)Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, и он
благополучно достигает дна.
(22)Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку,
затем поспешно карабкается наверх. (23)Но подниматься труднее, чем спускаться!
(24)Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Тёмы уже мало. (25)Страх
охватывает его, но он подбадривает себя дрожащим от ужаса голосом:
–
(26)Не надо бояться, не надо бояться! (27)Стыдно бояться! (28)Трусы только
боятся! (29)Кто делает дурное — боится, а я дурного не делаю, я Жучку
вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят.
(30)Тёма улыбается и снова спокойно ждёт прилива сил.
(31)Таким образом, незаметно его голова высовывается наконец над верхним срубом
колодца. (32)Сделав последнее усилие, он выбирается сам и вытаскивает Жучку.
(33)Но теперь, когда дело сделано, силы быстро оставляют его, и он падает в
обморок.
Комментарии
Отправить комментарий